Чемоданова Ирина Андреевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа интернат", Карпинск
У обучающихся с синдромом Дауна зачастую имеются врождённые патологии анализаторов, данные нарушения затормаживают формирование психических процессов и влияют на качество обучения. Развитие восприятия у обучающихся происходит неравномерно, усвоенные школьниками эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. Выявленные особенности восприятия у школьников с синдромом Дауна определяют необходимость применения специальной коррекционной работы по развитию сенсорных процессов.
Многие выдающиеся деятели педагогики такие, как О. Декроли, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель хорошо понимали значение своевременного и качественного сенсорного развития обучающихся, создавая различные разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания [1; 3; 4; 5].
В отечественной литературе термин "сенсорное развитие" обычно рассматривается как синоним развития восприятия или перцептивного развития [6].
Современная психология рассматривает основные компоненты сенсорной перцепции, чувственного познания – ощущения, восприятие, представление – как формы психического отражения объективного мира [2].
Коррекционная работа по развитию сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна должна строится так, чтобы сочеталось спонтанное и организованное обучение. Важно обеспечить правильное соотношение обоих способов познания окружающего мира. Обучающийся с отклоняющимся развитием не получает множество информации спонтанно, как нормативно развивающийся сверстник, поэтому требуется организованное обучение по развитию слухового, зрительного, тактильного, обонятельного восприятия и восприятия вкусовых ощущений.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти у обучающихся включает в себя: массаж ушной раковины; развитие реакции на неречевые и речевые звуки; определение источника звука; различение источников звука и соотношение их с реальным объектом; работа с ритмом; дифференцирование голоса и соотношение его с реальным человеком, узнавание голоса животных и птиц, работа по восприятию на слух инструкций и их выполнение.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у обучающихся с синдромом Дауна начинается с использования упражнений для глаз. После выполняются различные задания, которые направлены на определение нужного предмета, соотнесение, собирание целого, выполнение заданий по схеме. Также на развитие зрительного восприятия влияет применение различных техник рисования и аппликаций.
Обучающиеся с синдромом Дауна особенно нуждаются в специальном развитии тактильного восприятия. Первоначально выполняется стимуляция тактильной реакции, через массаж, поглаживание, обмахивание с речевым сопровождением. Позже школьников обучают обследованию предметов с запоминанием сенсорных эталонов (мягкий, твердый, гладкий, шершавый, мокрый, сухой и т.д.), через ощупывание предметов, обведение шаблонов геометрических фигур пальцем последовательно. В работе используются такие игры, как "Чудесный мешочек", "Коробка сюрпризов".
Для развития обоняния у лиц с синдромом Дауна используются маленькие коробочки, в которые можно положить чай, кофе, лимон и другие предметы с различными запахами. На первом этапе обучающиеся должны усвоить какой это запах (приятный, неприятный, резкий, сладкий). Позже необходимо научить школьников соотносить запах и реальный предмет, на последующих этапах можно заменить реальный предмет изображением.
Коррекционная работа по развитию вкусовых ощущений строится на основе восприятия вкусовых рецепторов. Обучающимся нужно объяснить, что пища бывает съедобная и несъедобная. Позже можно предложить обучающимся попробовать несколько видов еды и вместе определить какая она на вкус (сладкая, кислая, горькая, солёная). На заключительных этапах школьники по вкусу определяют, что им предложили попробовать (соотносят с реальным предметом, а после с изображением).
Если проведённая коррекционная работа по развитию сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна проведена с учётом их актуального и ближайшего развития, то полученная сенсорная база школьников окажет положительное влияние на качество обучения.
Таким образом, имеющиеся врождённые патологии анализаторов у обучающихся с синдромом Дауна затормаживают формирование психических процессов и тем самым влияют на качество обучения. Поэтому необходимо проводить коррекционную работу по сенсорному развитию, а именно занятия по развитию слухового, зрительного, тактильного, обонятельного восприятия и восприятия вкусовых ощущений с учётом актуального и ближайшего развития школьников.
Литература
- Декроли, О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр [Текст] / О. Декроли // История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / ред. С. Ф. Егоров. ‒ М. : Академия, 2000. ‒ С. 342-349
- Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна : Книга для родителей. – Изд. 4-е. – М. :Благотворительный фонд "Даунсайд Ап", 2015. – 192 с.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому [Текст] / М. Монтессори. ‒ М. : Карапуз, 2005 ‒ 272 с.
- Тихеева, Е. И. Дидактические игры [Текст] / Е. И. Тихеева // История советской дошкольной педагогики : хрестоматия / под ред. М. Ф. Шабаевой. ‒ М. : Просвещение, 1980. ‒ С. 237-239.
- Фребель, Ф. Будем жить для своих детей [Текст] / Ф. Фребель ; сост. Л. М. Волобуева. ‒ М. : Карапуз-Академия, 2001. ‒ 288 с.
- Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Текст] : учеб. – метод. пособие. ‒ М. : ТЦ Сфера, 2014. ‒ 128 с.