Сказкотерапия как один из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Попова Ольга Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Реализация принципа личностно-ориентированного обучения влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию "особого" ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи.

Задача, стоящая передо мной как учителя является актуальной в коррекционном образовании. "…Не ломая природы ребенка, поднять его на максимально доступный уровень" (Сухомлинский В.А) [5].

Сказкотерапия является одним из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью. При работе с "особыми" обучающимися, возникает проблема того, что существующие программы обучения и воспитания весьма схематичны и являются ориентировочными – это дает возможность педагогам применять их творчески, адаптировать к конкретному составу класса.

В своей работе для достижения качественного результата обучения применяю развивающие личностно-ориентированные технологии: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; арт-терапия.

В своей практике использую дифференцированный и индивидуальный подход, принцип доступности; принцип корреционно-развивающей направленности; наглядные, словесные, игровые и практические методы; приёмы драматизации и театрализации. Работа с обучающимися проходит в групповой форме.

В основе сказкотерапии заложена игра, которая помогает удерживать внимание обучающихся на уроках и способствует повышению их мотивации к обучению. Игра, как ведущее средство должна включать в себя доступность, яркость и информативную емкость[1].

Остановлюсь на конкретном виде работы – театрализованные игры на тему сказки, которые можно использовать на любом уроке.

Мною было отмечено, что обучающиеся охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актерской игры и решила попробовать использовать театрализованные игры в своей работе на уроках.
На первом этапе работы для развития коммуникативных навыков, проявления познавательной активности, сплочения класса, а также для развития речи и общей координации движений я использовала простые, небольшие по содержанию игры-хороводы на тему сказки, сопровождающиеся пением ("Во поле береза стояла" и др.), "Море волнуется раз…" (пантомимические упражнения на изображение сказочного персонажа - на преодоление телесных барьеров). Часто использую детские песенки, музыку к детским фильмам. Любимыми сказками у детей стали "Бременские музыканты", "Летучий корабль", "Щелкунчик", "Буратино", "Волк и семеро козлят" [2;3;4]. Старались многие песни иллюстрировать движениями, мини-драматизациями.

Такие моменты на уроке очень нравились обучающимся и мотивировали их на другие сферы деятельности.

Одна из особенностей метода – это связь со всеми учебными предметами. Совсем немного нужно для "особого ребенка", чтобы создать иллюзию сказки на одном из этапов урока, тем самым пробудить или продлить интерес на уроке. По мере того, как развертываются действия по сюжету в процессе игры, обучающиеся постигают понятия "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква" (письмо), закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок (чтение и развитие речи); делают открытия из мира животных и жизни людей.

Вызвать детский интерес к урокам математики, где требуется терпение, внимание, усидчивость, помогли такие игры со сказочным обыгрыванием как: "Сорока-белобока", "Петушок", перекладывание камешков, нанизывание крупных бусинок, перебирание пуговиц, поиск предметов на ощупь, собирание и перекладывания желудей. В процессе игры ученики закрепляют умение считать, сравнивать. Такие игры сопровождались сказочными мини-драматизациями и развивали не только мелкую и общую моторику, но и тактильную и кинестетическую чувствительность детей.

Теперь, когда первый этап был, в основном, завершен, можно приступить непосредственно к реализации более сложных театрализованных игр. На этом этапе был использован метод изотерапии, музыкотерапии, танцетерапии, а также создан мини-проект по сочиненной мною сказки "Жили 3 богатыря" - мы читаем сказку; мы рисуем сказку; мы играем в сказку (инсценируем, танцуем, поем).

Работа со сложными театрализованными играми состоит из: чтения сказки и работы над ее содержанием, рассматриванием иллюстраций с изображением богатырей, где обращалось внимание на одежду и быт того времени; изображения образа богатырей посредством рисования. Обучающиеся работают над образом под музыку, которая успокаивает и вдохновляет на нелегкую работу; постановка спектакля.

Сказкотерапия пробуждает живой интерес к обучению. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Метод сказкотерапии, который я использовала в работе, является развивающим, интересным, эмоционально значимым и эстетически привлекательным.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. М. – 2000 – 320 с.
  2. Погосова, Н. М. Погружение в сказку / Н. М. Погосова. М. – 2008 – 208 с.
  3. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия / А. В. Гнездилов. СПб. – 2000 – 178 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Теория и практика сказкотерапии. СПб. – 1998 – 267 с.
  5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1983. – 318 с.