Создание условий для формирования общеучебных умений и навыков у обучающихся с задержкой психического развития на уроках и внеурочной деятельности

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Драничникова Людмила Михайловна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

У обучающихся с ЗПР формирование универсальных учебных действий идёт наиболее сложно в силу психолого-педагогических особенностей. В статье представлены некоторые методы и приёмы, которые можно использовать для эффективного освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Для обеспечения выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования осуществляется с помощью положительной динамики результатов освоения коррекционно-развивающей области. Сочетание традиционных и инновационных технологий в педагогической деятельности, а именно: элементы технологий междисциплинарного обучения, здоровье сберегающие, коррекционно-развивающие, информационно-коммуникационные технологии позволяют стабильно поддерживать качество обучения детей. Элементы технологий междисциплинарного обучения, основанные на системно-деятельностном подходе (мотивация, исследование, обмен информацией, подведение итогов, рефлексия, применение), их последовательность полностью соответствуют процессу формирования универсальных учебных действий.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает пакет Microsoft Office: текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность. Уроки, составленные при помощи Power Point, зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Для достижения предметных результатов формирую у обучающихся общеучебные умения и навыки, такие как учебно-организационные, учебно-информационные. Для этого на уроках создаю обучающимся ситуацию самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, поиска и выделения необходимых информаций, решения рабочих задач с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В индивидуальной работе с учеником опираюсь на зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаю такие задания, которые на данном этапе развития может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем. При совместном поиске школьник чувствует себя соавтором. У ребёнка раскрываются потенциальные возможности, воспитывается вера в собственные силы.

На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира с учениками веду работу по осознанному и произвольному построению речевых высказываний (устных и письменных). Дети формулируют проблемы, стараются самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Активно используются знаково-символические действия на уроках математики: модели, схемы.

Формирование учебно-интеллектуальных и учебно-коммуникативных навыков происходит следующим образом. На уроках организовываю проектную деятельность, частично-поисковую работу обучающихся провожу через совместное открытие знаний. Дети строят логические цепочки рассуждений, анализируя истинность утверждений. В этом помогает приём "синквейн" - свободное творчество (способность к анализу, умение делать выводы, умение обобщать).

На этапе рефлексии при самооценке результатов своей деятельности использую приёмы: "удивительные задания", "выбери из предложенного", "дерево творчества" - на рисованном дереве дети прикрепляют выполненные творческие задания (рисунки, мини-сочинения, на стикерах отзыв своей деятельности). Задаю практические вопросы каждому ученику: "Как бы ты поступил?", творческие вопросы: "Что бы было, если бы…?", "Что изменилось бы, если бы…?", "Как изменится…, если…?".

Приём "синквейн" развивает образное мышление, обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя немножко творцом, создаёт ситуацию успеха.

На уроках применяю информационно-коммуникационные технологии: исследовательскую деятельность, создание проектов, разработку презентаций. Большое внимание уделяю развитию интеллектуального, культурного, нравственного потенциала личности каждого ребенка. Формирование правильной речи, навыка чтения, памяти, внимания веду через работу над выразительным чтением, так как выразительное чтение основано на вдумчивом анализе произведения. Для того, чтобы чтение было выразительным, выбираем средства звуковой выразительности: интонацию речи, тон, темп, тембр, мимику, жесты, логическое ударение, логические паузы.

Основными направлениями внеурочной деятельности является организация долгосрочной проектной деятельности по формированию личности ученика, патриотического сознания, знакомство с историей, традициями и культурой народа. Проект объединяет всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, их родителей, педагогов школы и учреждений дополнительного образования города. В классном коллективе каждый обучающийся оформляет свой документ личных достижений – портфолио. В конце учебного года дети участвуют в школьном конкурсе "Портфолио обучающегося".

Участие обучающихся в предметных международных, всероссийских, областных, городских конкурсах, фестивалях, выставках, спектаклях, концертах, проектах различного уровня дают возможность сделать процесс обучения и воспитания эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса.

Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Системный подход к формированию ОУУН может создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом, может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может "взять", а тем, сколько из "взятого" он сможет применить на практике.

Список литературы

  1. Воронина В.М., Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся./ Электронный ресурс http://www.irorb.ru/.
  2. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья": приказ Министра образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 [ Электронный документ] – Режим доступа: http//www.garant.ru
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"