Социальная адаптация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития через игровую деятельность

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Помыткина Татьяна Рамильевна, учитель, ГБОУ СО "Североуральская школа-интернат", Североуральск

Изменилась политика государства по отношению к детям с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. В связи с введением ФГОС для данной категории в школе создаются специальные условия обучения и воспитания. Но остается еще очень много моментов, которые невозможно учесть, исходя из разнообразия нарушения и разной силы их проявления.

Целью работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями интеллекта является их социальная адаптация и максимальное приспособление к жизни в обществе, развитие жизненно необходимых навыков самообслуживания для повышения качества их жизни и жизни их родителей.

Поставленные цели достигаются путем решения основных задач:

  1. Коррекция и развитие психических функций детей в процессе работы.
  2. Воспитание навыка культурного поведения, коммуникабельности, умения выразить просьбу.
  3. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда.

Дети с тяжелыми нарушениями интеллекта нуждаются в постоянном присмотре и уходе, часто не владеют речью. Большая часть детей имеет тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. У них нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками.

При обучении я использую методику личностно-ориентированного подхода, учитываю психофизическое развитие каждого ученика: с опорой на наглядные примеры, моделирование ситуаций, сюжетно-ролевые игры.

Обучение правилам социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта требуют особых условий, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и других явлений жизни. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, а доступная деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире и формирует социальный опыт ребенка.

Оценивать объем знаний детей данной категории с общепринятых педагогических позиций не представляется возможным. Оценивается не набор предметных знаний в рамках нормированного педагогического процесса, а опыт их социального продвижения, где ключевыми компетенциями являются предметное и чувственное отражение окружающего мира.

В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков, мною предусмотрено многократное повторение материала, предметно-практические уроки, сюжетно-ролевые игры. Будучи игровыми, занятия не нагружают психику детей, а наоборот, позволяют разрядить накопившееся напряжение. Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу работы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольную регуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.

Мной была разработана диагностическая карта психолого-педагогического обследования обучающихся, в которой можно отследить их развитие. В карте оцениваются: мелкая моторика, характер действий с предметами, сенсорное развитие, речь и коммуникация, особенности контакта с взрослыми и сверстниками, эмоциональная сфера и особенности поведения, познавательное развитие и самообслуживание.

Для более успешной социальной адаптации обучающихся со сложными и множественными нарушениями в развитии, мной выдвинуты принципы, на основании которых строится работа.

  1. Принцип совместной деятельности подразумевает, что обучение детей происходит исключительно совместно с взрослым и под его контролем.
  2. Принцип связи с жизнью – все формируемые умения и навыки должны носить прикладной характер и быть связанными с повседневной жизнью и конкретными ситуациями.
  3. Принцип опоры на ранее усвоенные знания и умения. Развитие и углубление имеющихся у детей навыков происходит на основе уже имеющегося опыта.
  4. Принцип опоры на ведущую деятельность и сохранные сенсорные функции подразумевает, что формирование навыков самообслуживания идет с опорой на ведущий вид деятельности ребенка, основывается на неповрежденных или менее поврежденных системах организма.

Таким образом, сложная структура нарушения предполагает поиск новых путей и средств для достижения наибольшего эффекта в контексте психолого-педагогической помощи детям. Положение осложняется тем, что выделение какой-либо одной методики при работе с названной категорией детей невозможно в принципе. Но при этом существуют единые принципы работы, которых необходимо придерживаться при формировании навыков самообслуживания. Они, в свою очередь, являются одной из базовых предпосылок дальнейшего развития и наиболее успешной социальной адаптации обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. 

Литература

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: методические рекомендации под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2007. – 240с.
  2. "Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод, пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации" / Ю. Н. Кислякова [и др.]; под ред. Т. В. Лисовской. — Минск 2010. — 160 с.
  3. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб. 2004.