Формирование ключевых умений читательской деятельности

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Верхнетагильский ЦППМСП", Верхний Тагил

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Формирование правильной читательской деятельности – одна из главных задач обучения младших школьников.

Поэтому, понимая значимость формирования ключевых умений читательской деятельности, включающих в себя чтение с пониманием; пересказ; правильное, выразительное, беглое чтение; аудирование; литературоведческий анализ; работу с книгой; сочинительскую деятельность, я постоянно ищу пути повышения качества чтения.

Прежде всего, ставлю перед собой следующие задачи: определить недостатки качества чтения и причины медленного чтения; выделить основные направления по развитию техники чтения; разработать систему тренировочных упражнений; формировать у обучающихся правильную читательскую деятельность.

Медленное чтение проявляется в низкой скорости произношения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, слоговым чтением, чтением с ошибками.

Это может быть обусловлено разного рода психологическими причинами.

  • Первая группа причин связана с недостатками в развитии познавательных процессов обучающихся: затруднении в осуществлении синтеза звуко-буквенных элементов; недостаточностью развития зрительного анализа.
  • Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы обучающихся.
  • Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов.

Причиной медленного чтения может быть и отсутствие мотивации, наличие вредных привычек, например, чтение с возвратом и др.

Уже давно в своей работе я применяю элементы технологии А.М.Кушнира "Информационно-ценностный подход в обучении чтению".

Начиная с сентября, я стала предъявлять первоклассникам одновременно весь букварный материал. Уроки обучению чтению и письму были интегрированными: дети играли, рисовали, печатали, штриховали, читали, писали и при этом, постоянно велась работа с алфавитом печатных и письменных букв. Еще не умея читать, дети учились следить за "звуковым ориентиром" (технический признак технологии А.М.Кушнира).

В целом работа по формированию ключевых умений читательской деятельности включает следующие направления:

  1. Развитие речи. Задачами данного направления является развитие фонетической четкости, выразительности речи и формирование связной речи.
    1. Для отработки дикции использую следующие упражнения: артикуляционная гимнастика; чтение блоков (это гласные звуки, прямые слоги, слоги с более сложными сочетаниями звуков), таблицы для этого постоянно на стене в классе; скороговорки, чистоговорки; устные диктанты (Методика П.С.Тоцкого)
    2. Словарная работа.
    3. Работа над выразительностью чтения. Формирование трех умений: различать и придавать своему голосу интонаций; выбирать нужный темп чтения; ставить логическое ударение в предложении.
    4. Формирование связной речи. Использую целый ряд приемов: незаконченные фразы, составление предложений из рассыпанных слов, распространение предложений, составление рассказов по вопросам, картинке, пересказ, сочинение.
  2. Повышение темпа чтения
    1. Развитие оперативной памяти, увеличение объема восприятия. Для этого использую уже всем известные зрительные диктанты (методика И.Т. Федоренко).
    2. Чтение без регрессий и без артикуляции. Обучение этому идет через чтение со звуковым ориентиром.
  3. Развитие смысловой стороны чтения (осознанности).
    Смысловая сторона чтения включает в себя понимание фактического предметного плана и смысла предметного плана.
    Чтение и осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
  4. Расширение читательского кругозора. Включает в себя следующие виды деятельности:
    1. Коллективное рассматривание книги, которое выполняется в данном порядке: обложка; заглавие и автор; иллюстрации, сопоставление их с названием книги; предварительный прогноз о возможном содержании.
    2. Чтение взрослого детям. Стараюсь каждый день найти хотя бы 5-10 минут для чтения детям книги.
    3. Литературные викторины. По произведениям С.Я.Маршака, Н.Носова, народным сказкам, сказкам Андерсена, Ш.Перро и др.
    4. Подготовка устных сообщений, ведение читательского дневника.
    5. Уроки-концерты. Например, на тему "Стихи об осени русских поэтов". Дети с удовольствием учили и рассказывали стихи.
    6. Литературные гостиные, посвященные творчеству известных детям писателей.
    7. Проекты.

Реализация изложенного подхода в формировании ключевых умений читательской деятельности означает, что уже на ранних этапах обучения чтению деятельность должна быть полноценной в социальном плане, выполнять социально-заданную функцию и побуждаться соответствующей мотивацией.