Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Верхнетагильский ЦППМСП", Верхний Тагил
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Формирование правильной читательской деятельности – одна из главных задач обучения младших школьников.
Поэтому, понимая значимость формирования ключевых умений читательской деятельности, включающих в себя чтение с пониманием; пересказ; правильное, выразительное, беглое чтение; аудирование; литературоведческий анализ; работу с книгой; сочинительскую деятельность, я постоянно ищу пути повышения качества чтения.
Прежде всего, ставлю перед собой следующие задачи: определить недостатки качества чтения и причины медленного чтения; выделить основные направления по развитию техники чтения; разработать систему тренировочных упражнений; формировать у обучающихся правильную читательскую деятельность.
Медленное чтение проявляется в низкой скорости произношения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, слоговым чтением, чтением с ошибками.
Это может быть обусловлено разного рода психологическими причинами.
- Первая группа причин связана с недостатками в развитии познавательных процессов обучающихся: затруднении в осуществлении синтеза звуко-буквенных элементов; недостаточностью развития зрительного анализа.
- Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы обучающихся.
- Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов.
Причиной медленного чтения может быть и отсутствие мотивации, наличие вредных привычек, например, чтение с возвратом и др.
Уже давно в своей работе я применяю элементы технологии А.М.Кушнира "Информационно-ценностный подход в обучении чтению".
Начиная с сентября, я стала предъявлять первоклассникам одновременно весь букварный материал. Уроки обучению чтению и письму были интегрированными: дети играли, рисовали, печатали, штриховали, читали, писали и при этом, постоянно велась работа с алфавитом печатных и письменных букв. Еще не умея читать, дети учились следить за "звуковым ориентиром" (технический признак технологии А.М.Кушнира).
В целом работа по формированию ключевых умений читательской деятельности включает следующие направления:
- Развитие речи. Задачами данного направления является развитие фонетической четкости, выразительности речи и формирование связной речи.
- Для отработки дикции использую следующие упражнения: артикуляционная гимнастика; чтение блоков (это гласные звуки, прямые слоги, слоги с более сложными сочетаниями звуков), таблицы для этого постоянно на стене в классе; скороговорки, чистоговорки; устные диктанты (Методика П.С.Тоцкого)
- Словарная работа.
- Работа над выразительностью чтения. Формирование трех умений: различать и придавать своему голосу интонаций; выбирать нужный темп чтения; ставить логическое ударение в предложении.
- Формирование связной речи. Использую целый ряд приемов: незаконченные фразы, составление предложений из рассыпанных слов, распространение предложений, составление рассказов по вопросам, картинке, пересказ, сочинение.
- Повышение темпа чтения
- Развитие оперативной памяти, увеличение объема восприятия. Для этого использую уже всем известные зрительные диктанты (методика И.Т. Федоренко).
- Чтение без регрессий и без артикуляции. Обучение этому идет через чтение со звуковым ориентиром.
- Развитие смысловой стороны чтения (осознанности).
Смысловая сторона чтения включает в себя понимание фактического предметного плана и смысла предметного плана.
Чтение и осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. - Расширение читательского кругозора. Включает в себя следующие виды деятельности:
- Коллективное рассматривание книги, которое выполняется в данном порядке: обложка; заглавие и автор; иллюстрации, сопоставление их с названием книги; предварительный прогноз о возможном содержании.
- Чтение взрослого детям. Стараюсь каждый день найти хотя бы 5-10 минут для чтения детям книги.
- Литературные викторины. По произведениям С.Я.Маршака, Н.Носова, народным сказкам, сказкам Андерсена, Ш.Перро и др.
- Подготовка устных сообщений, ведение читательского дневника.
- Уроки-концерты. Например, на тему "Стихи об осени русских поэтов". Дети с удовольствием учили и рассказывали стихи.
- Литературные гостиные, посвященные творчеству известных детям писателей.
- Проекты.
Реализация изложенного подхода в формировании ключевых умений читательской деятельности означает, что уже на ранних этапах обучения чтению деятельность должна быть полноценной в социальном плане, выполнять социально-заданную функцию и побуждаться соответствующей мотивацией.