Формирование количественных представлений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью посредством использования дидактических игр

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Какшина Ирина Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В процессе обучения математическим представлениям обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должны, овладеть определенным уровнем представлений о количестве, числе, счете, решением простых арифметических задач.

В повседневной жизни, в быту и играх обучающиеся встречаются с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение, разделить конфеты поровну и т.д.), знание таких отношений, как "много", "мало", "больше", "меньше", "поровну", умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов их множества. Наша задача научить разрешать возникшие проблемы, сначала с помощью, а затем самостоятельно. Познакомить с математическим содержанием и обучить элементарным вычислительным навыкам.

При формировании количественных представлений и умений их применять в повседневной жизни у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью большое место необходимо отводить дидактической игре: (см. приложение). как методу обучения. Игры повышают интерес к изучаемому материалу, разнообразят виды заданий и упражнений. Игра позволяет преподнести изучаемый материал в занимательной форме, снижает утомляемость. Дидактическая игра кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, увидеть их применение на практике.

Представленные в приложении игры охватывают все основные понятия и навыки: от знакомства с цифрами до простых арифметических действий.

  1. Знакомство с базовыми понятиями и навыками: игры помогут приступить к знакомству с математикой: познакомиться с цифрами, научиться считать предметы и перейти к порядковому счету.
  2. Развитие базовых навыков: Эти игры помогут начать применять основные знания в простых заданиях. Обучающиеся учатся считать, сравнивать числа: какое больше, какое меньше. Решать простые примеры на сложение и вычитание, увеличивать и уменьшать число на заданное количество единиц.

Игровые упражнения "Пиши - стирай" — красочные, заламинированные листы с математическими, заданиями и упражнениями. Обучающимся предлагается выполнять задание водным маркером с толстым стержнем. После окончания работы, ребенок стирает маркер губкой, что вызывает дополнительный интерес. Выполняя такие упражнения, обучающиеся закрепляют знания последовательности цифр, знания цифр, определение места числа в числовом ряду, соотнесение количества предметов с цифрой. Развивают наблюдательность, внимание.

Игры с конструктором ЛЕГО Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой развиваются все основные мыслительные процессы. Преимущества Лего-конструкторов: широкие технические характеристики; многофункциональность; эстетический внешний вид; возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность. Игровые задания: ЛЕГО примеры, ЛЕГО цифры. (см. приложение).

Игры ПАЗЛЫ Способствуют развитию наглядно-действенного мышления. А также учат считать, решать арифметические задачи помогают закрепить знания о цифрах, учат соотносить число предметов с цифрой, упражнять в счёте в пределах 10, моделировать цифру из деталей и т.п.

Игры с прищепками
Можно совместить игру с цифрами и развитие мелкой моторики: например, д/и "укажи нужные цифры". Такие игры развивают внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствуют навыки счета, закрепление знания цифр. Дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5 (10) и сопровождать словами свои действия.

Игры раскраски с математическими заданиями. Математическая раскраска, вызывающая невероятный восторг, позволят не только хорошо провести время за любимым занятием, но и потренироваться в счете. Помогает сделать обучение эффективным и при этом не вызвать неприязни к учебе чрезмерной нагрузкой и скучными цифрами. Творческие картинки, помогают снять стресс, и при этом позволяют развиваться. Зрительная память отлично фиксирует формы и цифры. Кстати, именно раскраски позволяют обучающимся меньше уставать и повышают работоспособность.

Данные дидактические пособия отлично подходят как для изучения нового материала, так и для проведения самостоятельных, проверочных работ.

Важное место в обучении математическим представлениям у обучающихся с умственной отсталостью занимает наглядность при решении того или иного вопроса. Важно обучающимся объяснить и показать, дать прочувствовать на своем опыте для лучшего понимания и запоминания разных математических понятий.

Список литературы

  1. И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова. Контрольно–диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике.
  2. С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов.
  3. http://www.fun-edu.ru/portfolio-category/razvivalki/logika-myshlenie-intellekt/ Весёлое обучение. Игры и развлечения
  4. http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page_6290.html#.XnOry4gzbIU Математика – Логика
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.pdf)Приложение.pdf390 Кб