Какшина Ирина Анатольевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
В процессе обучения математическим представлениям обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должны, овладеть определенным уровнем представлений о количестве, числе, счете, решением простых арифметических задач.
В повседневной жизни, в быту и играх обучающиеся встречаются с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение, разделить конфеты поровну и т.д.), знание таких отношений, как "много", "мало", "больше", "меньше", "поровну", умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов их множества. Наша задача научить разрешать возникшие проблемы, сначала с помощью, а затем самостоятельно. Познакомить с математическим содержанием и обучить элементарным вычислительным навыкам.
При формировании количественных представлений и умений их применять в повседневной жизни у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью большое место необходимо отводить дидактической игре: (см. приложение). как методу обучения. Игры повышают интерес к изучаемому материалу, разнообразят виды заданий и упражнений. Игра позволяет преподнести изучаемый материал в занимательной форме, снижает утомляемость. Дидактическая игра кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, увидеть их применение на практике.
Представленные в приложении игры охватывают все основные понятия и навыки: от знакомства с цифрами до простых арифметических действий.
- Знакомство с базовыми понятиями и навыками: игры помогут приступить к знакомству с математикой: познакомиться с цифрами, научиться считать предметы и перейти к порядковому счету.
- Развитие базовых навыков: Эти игры помогут начать применять основные знания в простых заданиях. Обучающиеся учатся считать, сравнивать числа: какое больше, какое меньше. Решать простые примеры на сложение и вычитание, увеличивать и уменьшать число на заданное количество единиц.
Игровые упражнения "Пиши - стирай" — красочные, заламинированные листы с математическими, заданиями и упражнениями. Обучающимся предлагается выполнять задание водным маркером с толстым стержнем. После окончания работы, ребенок стирает маркер губкой, что вызывает дополнительный интерес. Выполняя такие упражнения, обучающиеся закрепляют знания последовательности цифр, знания цифр, определение места числа в числовом ряду, соотнесение количества предметов с цифрой. Развивают наблюдательность, внимание.
Игры с конструктором ЛЕГО Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой развиваются все основные мыслительные процессы. Преимущества Лего-конструкторов: широкие технические характеристики; многофункциональность; эстетический внешний вид; возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность. Игровые задания: ЛЕГО примеры, ЛЕГО цифры. (см. приложение).
Игры ПАЗЛЫ Способствуют развитию наглядно-действенного мышления. А также учат считать, решать арифметические задачи помогают закрепить знания о цифрах, учат соотносить число предметов с цифрой, упражнять в счёте в пределах 10, моделировать цифру из деталей и т.п.
Игры с прищепками
Можно совместить игру с цифрами и развитие мелкой моторики: например, д/и "укажи нужные цифры". Такие игры развивают внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствуют навыки счета, закрепление знания цифр. Дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5 (10) и сопровождать словами свои действия.
Игры раскраски с математическими заданиями. Математическая раскраска, вызывающая невероятный восторг, позволят не только хорошо провести время за любимым занятием, но и потренироваться в счете. Помогает сделать обучение эффективным и при этом не вызвать неприязни к учебе чрезмерной нагрузкой и скучными цифрами. Творческие картинки, помогают снять стресс, и при этом позволяют развиваться. Зрительная память отлично фиксирует формы и цифры. Кстати, именно раскраски позволяют обучающимся меньше уставать и повышают работоспособность.
Данные дидактические пособия отлично подходят как для изучения нового материала, так и для проведения самостоятельных, проверочных работ.
Важное место в обучении математическим представлениям у обучающихся с умственной отсталостью занимает наглядность при решении того или иного вопроса. Важно обучающимся объяснить и показать, дать прочувствовать на своем опыте для лучшего понимания и запоминания разных математических понятий.
Список литературы
- И.В. Барякина Е.С. Будникова Е.А. Екжанова Н.Д. Копылова Л.М. Лапшина В.А. Левченко Е.Г. Пашнина Т.А. Полуянова Е.В. Резникова М.Б. Хабибулина Ю.Н. Юмадилова. Контрольно–диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике.
- С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов.
- http://www.fun-edu.ru/portfolio-category/razvivalki/logika-myshlenie-intellekt/ Весёлое обучение. Игры и развлечения
- http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page_6290.html#.XnOry4gzbIU Математика – Логика