Формирование метапредметных результатов у обучающихся с ЗПР посредством комплексных диагностических работ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) предъявляет особые требования к метапредметным результатам освоения АООП НОО: "…метапредметные результаты оцениваются по степени владения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД) и готовности к их переносу на другие учебные предметы для выполнения практических задач".

Алгоритм формирования УУД:

  1. Формирование знаний разного уровня на содержании конкретных предметов.
  2. Формирование ценностных отношений к формируемым знаниям на основе осознания возможностей их применения.
  3. Формирование готовности к применению знаний на основе интериоризации действий по их применению на содержании конкретных предметов.
  4. Универсализация и обобщение предметных действий на основе их переноса на содержание других предметов для решения учебных и практических задач.
  5. Повышение уровня универсализации учебных действий на основе расширения позитивного опыта их применения в учебной, проектной и практической деятельности.

Универсальные учебные действия формируются постепенно, начиная с первого класса. Для этого педагогу необходимо разработать систему практико-ориентированных заданий, при выполнении которых обучающиеся овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Одним из ресурсов по формированию метапредметных результатов является использование комплексных диагностических работ. Специальных готовых пособий с диагностическими работами для обучающихся с задержкой психического развитии нет. Поэтому, в работе использую готовые методические пособия различных издательств. Предварительно корректирую многоступенчатые инструкции для обучающихся, пересматриваю критерии оценивания.

В частности, издательство "Экзамен" выпустило пособие "Типовые задания: 10 вариантов заданий" под редакцией Ященко И.В. по математике, русскому языку, окружающему миру. В пособии предлагаются задания, выполняя их, обучающиеся приобретают навыки работы с текстом, формируется способность находить и применять информацию в различных ее видах (вербальном, графическом, символическом и цифровом).

Издательство "Бином. Лаборатория знаний" предлагает целую серию "Обучающих проверочных работ" для 1 – 4 классов, с разработанными критериями оценивания результатов комплексной работы и системой самооценивания для обучающихся, авторы: Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г., Хиленко Т.П. Это пособие построено по принципу кластерного подхода к мониторингу достижений: предусматривается поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема), в основе задания лежит художественный текст, работая с которым обучающийся выполняет задания по русскому языку, математике, окружающему миру.

Издательство "Учитель" предлагает для работы серию пособий для 1- 4 классов: "Диагностика уровня сформированности УУД". В пособии предложены контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, они представлены в форме тестов с разноуровневыми заданиями. Проследить динамику сформированности метапредметных результатов помогут разработанные листы самооценки и саморефлексии для обучающихся, а также итоговые таблицы с критериями оценивания.

Можно использовать комплексную работу в полном объёме, можно брать отдельные задания, т.к. задания и вопросы из комплексных работ по формату соответствуют Всероссийским проверочным работам. Учебные ситуации и задания, используемые в комплексных работах, переводят знания обучающихся из пассивных в активные, способствуют интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, помогают лучше осознать изучаемый программный материал.

В целом, систематическое использование комплексных диагностических работ из предложенных пособий позволяет мне не только отслеживать процесс достижения каждым обучающимся метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

Список литературы

  1. "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1598.