Формирование читательского интереса у младших школьников с нарушением интеллекта

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тарасенко Алевтина Михайловна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех в обучении.

Дети сегодня, к сожалению, мало читают, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

Чтение - сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

Навык чтения состоит из целого комплекса умений и навыков, характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленный процесс обучения чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Чтение обучающихся, имеющих нарушения интеллекта, характеризуется замедленным темпом, многочисленными ошибками, монотонностью, непониманием смысла прочитанного текста. Всё это вызывает трудности в овладении навыком чтения.

Все, кто работает с младшими школьниками в специальной коррекционной школе, знают, как нелегко обучить детей чтению, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем.

Формирование у детей интереса к чтению книг - длительный процесс.

Перед учителем стоят задачи, решение которых способствует становлению ребёнка-читателя:

  • обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста;
  • продолжать работу над навыком чтения;
  • дать представления и понятия, которые необходимы школьнику для ориентирования в мире книг;
  • включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;
  • расширять круг чтения младших школьников.

Для решения поставленных задач необходимо найти наиболее эффективные формы работы, положительно влияющие на развитие читательского интереса у младших школьников с нарушением интеллекта.

Разнообразие современных педагогических технологий предоставляет учителю возможность формировать читательский интерес детей в различных направлениях деятельности: уроки чтения и внеклассного чтения, совместная работа с библиотекой, внеклассные занятия, работа с родителями.

Уроки чтения должны совершенствовать навыки чтения. Для этого созданы и применяются в работе специальные упражнения. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, на уроках постоянно используются игровые моменты.

Большую эффективность имеют нестандартные уроки: урок-сказка, урок-путешествие, урок с инсценированием произведения, урок-игра.

Уроки внеклассного чтения помогают развивать интерес к чтению и желание самостоятельно читать; вводят детей в мир литературы; знакомят с лучшими, доступными их пониманию, произведениями.

Для формирования интереса к чтению создана и реализуется программа по внеклассному чтению для обучающихся 2-4 классов на основе совместной деятельности учителя и библиотекаря. Реализация данной программы помогает детям сориентироваться в огромном мире книг, даёт обучающимся элементарные библиографические знания, умение самостоятельно находить нужную информацию в библиотеке.

Формирование читательского интереса детей продолжается во внеурочной деятельности. В классе есть небольшая библиотека, оформлен уголок чтения. Содружество со школьной библиотекой воспитывает бережное отношение к книге, дети оказывают помощь в ремонте книг.

Организовано сотрудничество и с городской детской библиотекой. Посещение детской библиотеки позволяет расширить представления обучающихся о различных типах библиотек.

Одной из форм работы по формированию интереса к чтению книг является проведение классных часов и школьных праздников, Недели детской книги, Недели начальной школы (День чтения, День Сказки).
Проводятся различные конкурсы чтецов, рисунков к произведениям детской литературы, выставки книг.

Особую роль в формировании читательского интереса у детей играют родители обучающихся. Задача учителя - помочь родителям в организации чтения в семье. С этой целью в классе оформлен «Уголок для родителей», где даны рекомендации; проводятся собрания родителей по данной теме, привлечение родителей обучающихся к участию в мероприятиях.

Только совместными усилиями школы, семьи, библиотеки можно сформировать у ребёнка читательский интерес и любовь к книге.