Арт-терапия как метод коррекционной работы

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Комарова Светлана Сергеевна, воспитатель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Центр псхолого–медико–социального сопровождения "Уралочка" (сейчас ООЦ "Уралочка") для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося филиалом ГБУ Центра "Юность Урала", работает в круглогодичном режиме. Каждую смену в течение 21 дня здесь имеют возможность отдохнуть и пролечиться 30 детей в возрасте от 6 до 17 лет.

Цель деятельности Центра "Уралочка" на современном этапе - создание благоприятных условий и возможностей для оказания комплексной помощи детям-воспитанникам детских домов Свердловской области с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в оздоровлении, реабилитации, коррекции нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы, в социальной адаптации в обществе, в свете гуманистических ценностей и современных подходов к образованию и оздоровлению ребенка.

Задачи:

  1. Помощь в преодолении явлений социальной дезадаптации детей - создание условий для обеспечения позитивной мотивации к деятельности, осуществление коммуникативной направленности педагогического процесса, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания и развития.
  2. Коррекция имеющихся отклонений в физическом и психическом развитии: в поведении, в общении, в нарушении моторики и других психомоторных функций.
  3. Осуществление психолого – педагогической реабилитации детей "группы риска".

Я хотела бы поделиться одним из методов, который применяла в своей работе с детьми-сиротами. Это метод арт - терапии.

Дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, как самая незащищенная часть населения, находится в особо сложных условиях. У таких детей в первую очередь страдает несформировавшаяся психика: память, мышление, внимание, эмоционально-волевые процессы. Арт - терапия позволяет в какой - то мере получить доступ к переживаниям воспитанников детских домов, активизировать детей, а в некоторых случаях и способствовать развитию определенных практических навыков.

Арт-терапия – это метод лечения посредством художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время все больше внимание во всем мире. Очень показательно то, что появление первых форм арт - терапии сопутствовало глубоким изменениям в культуре развитых стран Запада.

Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. С развитием арт - терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она апеллирует к внутренним, само исцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.

Показаниями для использования рисуночной терапии, как одного из направлений арт - терапии, являются: трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции. Применение рисуночной терапии незаменимо в условиях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.

Ребенок, по выражению Ушинского К. Д. "мыслит формами, красками, звуками, ощущениями". Дети нуждаются в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту ребенка.

Применение арт-терапии в нашем центре актуально для решения коррекционных и реабилитационных задач. Была составлена программа, которая состоит из цикла занятий. Занятия состоят из трех частей: вводная часть, основная и заключительная часть. В вводную часть включены физические упражнения, цель которых поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагает знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть – релаксация.

Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия ребенка к педагогу, важным является выполнение правил групповой работы:

  1. Дети рассаживаются по кругу или в полукруг.
  2. Каждому предоставляется возможность участвовать.
  3. В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди.
  4. Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок.
  5. Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать

В ходе реализации программы удалось создать условия для развития доброжелательных отношений в группе через игры и упражнения. Ребята научились владеть своими чувствами, смотреть на мир с позитивной точки. Многие научились высказывать свое мнение, договариваться, помогать ближнему. Результаты реализации программы видны через рисунки, тесты.

Список литературы

  1. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании // ЛОИРО, 2001, с.318.
  2. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. // М.: Педагогика, 2001, с.239.
  3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. // Под редакцией А.В. Запорожца, Л.З. Неверович. – М., 2007, с. 84.
  4. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. №9, с.27-34.
  5. Соколова Е.Т. Проективные методики исследования личности.М., 2005, с. 122.
  6. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.  М:МИП " Магистр", 2004, с.62.
  7. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе. // Исцеляющее искусство: журнал арт - терапии, 2000№ 2, с. 16-34.
  8. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка. СПб.: Европейский дом, 2000, с.165.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М., 2000, с. 464.
  10. Эмоциональные нарушения и их коррекция. // Под редакцией В.В. Лебединского, О.В. Никольский. – М., 1998, с. 156.