Внеурочная деятельность, как способ формирования здорового образа жизни

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Добрыдина Ольга Викторовна, воспитатель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни, который включает в себя использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработку негативного отношения к вредным привычкам. Мы часто говорим ученикам: "Береги своё здоровье, не вреди своему здоровью". Но говорить мало, нужно довести до сознания каждого школьника мысль о необходимости ведения здорового образа жизни. То есть этому надо учить.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Обязательным правилом каждого педагога должно быть соблюдение гигиенических норм и требований при организации занятий. Непосредственная деятельность педагога по обеспечению условий для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) заключается в следующем: рациональная организация деятельности обучающихся, соблюдение режима дня, требований к использованию технических средств обучения, санитарных и гигиенических норм, учёт индивидуальных особенностей школьника (коррекционная работа), использование здоровьесберегающих технологий.

В данной деятельности применяются разнообразные формы работы с обучающимися по формированию ЗОЖ: динамические паузы, проведение физкультминуток, "минутки покоя", подвижные игры на свежем воздухе, проведение спортивно-оздоровительных праздников, организация досугово-развлекательной деятельности, проведение тематических бесед по ЗОЖ, проведение инструктажей по правилам безопасного поведения, показ фильмов и мультфильмов о здоровом образе жизни.

Так же активно используются современные педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников: интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, коллективная творческая деятельность, здоровьесберегающие технологии.

Данные технологии должны соответствовать принципам здоровьесбережения:

  1. "Не навреди!" - все применяемые методы и приемы не должны причинять вреда здоровью ученика и учителя.
  2. Сознательность и активность в любом процессе снижает риск переутомления.
  3. Непрерывность, систематичность и последовательность.
  4. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
  5. Комплексный междисциплинарный подхода к обучению школьников - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  6. Формирование ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

В рамках внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни в нашем образовательном учреждении, начиная с первого класса, реализуются следующие программы:

  • УМК "Разговор о правильном питании"
    Цель программы: формирование у детей основ культуры питания, как одной из составляющих здорового образа жизни. Занятия предполагают активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
  • УМК "Все цвета, кроме черного"
    Цель данной программы: профилактика вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
    Занятия помогают детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научится рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими. Работа с методическим комплектом предполагает как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, обучающиеся могут проявить свои творческие, организационные способности.
  • Совместно с коллегами разработана программа по правилам дорожного движения "Школьник вышел на улицу".
    Цель данной программы: создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения Правил дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей.
    На занятиях применяются разнообразные формы обучения младших школьников по ПДД: тематические занятия (беседы, рассказы, встречи с инспектором ГИБДД, экскурсии); видеофильмы, мультфильмы, презентации по ПДД; практические занятия (проводятся на улице, перекрестке с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования, в общественном транспорте); конкурсы, соревнования по практическим и теоретическим знаниям ПДД; викторины на лучшее знание правил дорожного движения. Для закрепления пройденного материала используются настольные, дидактические и подвижные игры.
    Важная роль отводится системному взаимодействию с семьей. Совместная работа с родителями по формированию ЗОЖ у ребёнка проводится в различных формах: организуются беседы, встречи с медицинскими работниками школы, психологом, логопедом; совместно с ребёнком родители разрабатывают безопасный маршрут "дом-школа-дом". Родители привлекаются к участию в конкурсах, проектах, выставках; проводятся совместные праздники, спортивные соревнования: "Веселые старты", "Осенний кросс", "Папа, мама, я – спортивная семья" и другие; организуются походы в выходные дни и на каникулах – "День здоровья".
    Все виды и направления внеклассной работы приобщают учеников к правильной организации свободного времени. Не менее важным является и то, что, участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта и т.д.

На занятиях внеурочной деятельности дети получают знания, установки, личностные ориентиры на нормы безопасного поведения, обеспечивающие сохранению и укреплению физического и психического здоровья. Сохранить и укрепить здоровье ребенка можно тогда, когда он сам будет осознавать необходимость этого.

Если обучающийся усвоил основные понятия о здоровом образе жизни, может применить их в соответствующих ситуациях и предпринимает практические действия по укреплению здоровья (стал усиленно заниматься физкультурой, закаливанием организма, расширил культурные и досуговые интересы, стал более активным в общественной жизни), это значит, что педагогическая система формирования привычки к здоровому образу жизни действует.