Николичева Анна Алексеевна, воспитатель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Одним из факторов развития высших психических функций у детей является развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта заключается в том, что вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Эти игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и в образовательной деятельности. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. Их можно разделить по способам действия.
Группы пальчиковых игр:
- игры – манипуляции ("Сорока-белобока", "Моя семья").
- сюжетные пальчиковые упражнения ("Пальчики здороваются", "Грабли", "Елка", "Урожай");
- пальчиковые кинезиологические упражнения – "гимнастика мозга";
- пальчиковые игры с предметами (резиночки, ракушки и т.д.)
- пальчиковые игры с элементами самомассажа; массаж шариками Су-Джок, грецкими орехами; мячиками;
- пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;
- пальчиковые игры в парах.
Все пальчиковые игры с данной категорией обучающихся проводятся тремя способами: воспитатель сам выполняет движения - ребенок смотрит; воспитатель выполняет движения руками ребенка "рука в руке"; ребенок выполняет движения своими руками. При диагностике мелкой моторики у детей с ТМНР использую адаптивные разработки и тесты Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко, И.Н. Шевляковой.
Речевая зарядка | Упражнения с пальчиками |
- Мы капусту рубим, рубим - Мы морковку трем-трем - Мы капусту солим-солим - Мы капусту жмем-жмем |
- Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз - Потирают кулак о кулак - Имитируют посыпание солью - Интенсивно сжимают и разжимают кулаки |
Вывод: Пальчиковые игры, упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Большое значение для развития мелкой моторики имеют продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, конструирование и рисование. В настоящее время настала возможность использования необычных материалов и интересных приёмов изображения в изо-деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Это нетрадиционные приемы рисования, которые позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой, доступностью, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в собственных силах. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. В своей работе использую целый арсенал нетрадиционных техник рисования: "пальчиковая живопись", монотипия, пластилинография, кляксография, ниткография, рисование на различных крупах, "набрызг", восковые мелки, "разноцветные ладошки".
Во время работы ребята получают чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, крупой, тестом. Им интересно рисовать пальчиками, ладонью, кулачками, различным бросовым материалом. Ведь это все для детей необычно, а главное – доступно. Каждое занятие состоит из трех частей: пальчиковые игры, дидактические игры и упражнения, изобразительное творчество. Пальчиковую гимнастику провожу с музыкальным сопровождением.
Это обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков, также использую и разучиваемые комплексы упражнений - "театр пальчиков". Рисование нетрадиционными способами - завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже придумать свою необычную технику. Очень важна ситуация успеха на занятиях в разных формах. Каждая из техник - это маленькая чудесная игра! Считаю, что проведение занятий с использованием пальчикового игротренинга и нетрадиционных техник рисования у обучающихся с ТМНР это - развитие и коррекция мелкой моторики, формирование коммуникативной компетенции, обогащение словарного запаса, совершенствование зрительно-двигательной координации, воспитание уверенности в своих силах, раскрытие творческого потенциала ребенка.
Литература
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют – СПб «Паритет», 2005.
- Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.
- Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики – СПб, КАРО, 2008.