Использование игровых технологий в социально-личностном развитии обучающихся

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проскурякова Любовь Александровна, воспитатель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

"Игра - пространство "внутренней социализации" ребёнка, средство усвоения социальных установок", - Л.С. Выготский.

В современном мире рождается большое количество детей с ОВЗ. Поэтому, наша задача - их возможная социализация, привитие им ключевых жизненных компетенций. Одной из уникальных форм обучения являются игровые технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу с воспитанниками. Задача педагога специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в социум.

Эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Усваиваемый воспитанниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра должна быть построена на интересе, основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности воспитанников. Игра должна быть доступной, а её цель – достижимой. Это – один из видов деятельности, которые используются в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В играх должны присутствовать элементы соревнования, что приводит к повышению самоконтроля воспитанников.

В своей работе особое внимание уделяю играм. Это игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, дидактические и сюжетно-ролевые игры "Путешествие по городу", "Опасно!", "А, ну-ка, девочки!", "Кто вперёд?", "Бравые солдаты". Включение в свою работу игр и игровых моментов делает воспитательный процесс интересным и занимательным, создаёт у воспитанников рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении того или иного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес воспитанников к изучаемому материалу, оказывают большое влияние на развитие, совершенствуя внимание, мышление, творческое воображение.

Игровые технологии выполняют следующие функции:

  • развлекательную (пробуждение интереса, развлечение);
  • коммуникативную (освоение диалектики общения);
  • игро-терапевтическую (преодоление трудностей);
  • диагностическую (самопознание в процессе игры);
  • коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • социализации (усвоение норм человеческого общежития);
  • самореализации.

В своей практике я опираюсь на рекомендации игротерапевта Я.Я.Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр. Это учёт психофизического развития, состояния моторных функций, поведения, характера. Каждая игра должна иметь целевую направленность, задания должны быть понятными и посильными, а игровой материал красочным, интересным, доступным для пользования. В своей работе использую игры на бытовые сюжеты ( "Дом", "Семья", "Праздник"), игры на производственные темы, труд людей ("Продавец", "Швея", "Парикмахерская"), игры на патриотические темы ("Зарница", "Моряки", "Лётчики"), игры на темы литературных героев ("Карлсон", "Крокодил Гена", "Заяц и волк") и т.д.

Особый вид - игры-театрализации. В работе использую маски, пальчиковый театр, подаренный родителями, куклы.

Одна из разновидностей игр – строительно-конструктивные "Построй замок", "Гараж", "Дом мечты", "Снежная крепость". Здесь используются конструкторы, природные материалы (снег, камни, песок).
Подвижные игры на улице - "Краски", "Белки - на дереве, собаки-на земле", "Ляпки", "Цепи-кованые", "Вышибалы" - развивают двигательную активность, ловкость. После окончания игры оцениваем, как проходила игра, как выполнялись правила.

Настольные игры расширяют представления об окружающем мире, развивают мыслительные процессы ("Найди парные картинки", "Лото", "Пазлы", "Хоккей", "Поле чудес").

Вожу воспитанников на детскую дворовую площадку, где они имеют возможность лазить, бегать, прыгать, развивать двигательную активность. В процессе игры формируются коммуникативные навыки, происходит обучение различным видам социальной деятельности. Для проверки знаний, находчивости, умственного развития использую такой вид обучающей игры, как отгадывание загадок, что развивает способность к анализу, обобщению, формированию умения рассуждать, делать выводы, развивать речь. Игра – основной вид деятельности ребёнка. Она вводит в мир человеческих действий, закрепляет нормы общения в коллективе, способствует развитию и социализации личности.