Особенности развития дополнительного образования детей в условиях школы-интерната

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зотова Татьяна Петровна, воспитатель, ГБОУ СО "ЕШИ № 6", Екатеринбург

В условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье обучающихся и воспитанников на основе дифференцированного подхода становится обязательным ориентиром в работе образовательного учреждения. Это означает, что современная коррекционная школа должна всерьёз и по- настоящему становиться не только местом, где детей учат, но и пространством их полного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей.

Основной контингент учащихся нашей школы составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Наряду с недоразвитием познавательной деятельности дефицитарна и эмоционально-волевая сфера. Одним из основных направлений инновационной модели является организация дополнительного образования. Совершенствуя нашу систему дополнительного образования, мы формируем у детей с ОВЗ ресурсы наравне с их сверстниками участвовать в жизни общества, верить в свои возможности, даем возможность поверить в них обществу.

Создание ситуации успеха для каждого обучающегося - это развитие у него стремления радовать окружающих. Это становится источником формирования условий для развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ, возможностей увидеть результат своего труда, от которого подчас ученики приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что ребёнку интересно. И если ребенку интересно, то, конечно же, он стремится туда, где ему хорошо и комфортно, а значит, в школу, а за этим последуют и результаты в учёбе.

Дополнительное образование способствует более глубокому и всестороннему развитию обучающихся и воспитанников, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития и дальнейшей успешной социальной адаптации в обществе, активизации и стимуляции речевой и познавательной деятельности.

Чтобы добиться более значимых результатов в работе с детьми с нарушениями речи, можно включать в систему занятий, наряду с традиционными, инновационные приемы и методы, нестандартные формы проведения занятий. Одним из наиболее многогранных направлений арт-технологий являются песочные технологии.

Пескография или sand- art – это самостоятельный вид искусства, который существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, хореографией, театром.

Пескография помогает развивать у детей память, внимание, пространственное воображение. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, ребенок передает нам все свои фантазии и переживания.

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он может выразить словами. Пескография - метод, который развивает у ребенка способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Песочные технологии гармонично вписываются в ход занятий по образовательным областям "Ребенок и общество", "Ребенок и природа", "Элементарные математические представления", "Развитие речи", "Искусство" и т. д.

Особый интерес на занятиях у детей вызывают игры – коммуникации ("Приключение песчинки", "Куличик", и др.), рисование в различных техниках (по темам "Игрушки", "Осень", "Животные", "Птицы", "Транспорт", "Наш город", "Космос", "Лето" и др.), использование сказочных героев ("Курочка Ряба", "Колобок", "Три медведя" "Три поросенка" и др.), музыкальные игры ("Морское дно", "Море волнуется раз…" и др.) и мультипликационные технологии ("Репка", "Теремок", "Кошки-мышки" и др.). Такие образовательные занятия с песком способствуют стабилизации психоэмоционального состояния, совершенствованию координации движений и развитию пальцевой моторики, развитию сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинестетической чувствительности, формированию навыков общения и развитию диалогической и монологической речи, развитию пространственных представлений и интегративных функций, а также стимулируют познавательную активность, расширяют сферу интересов детей и, несомненно, развивают навыки их сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Обучающие занятия с применением техник sand-play и sand-art актуализируют запас представлений по изучаемой теме, формируют представления о геометрических формах и телах, понятия величины, количества и счета, развивают представления о пространстве и времени, расширяют представления о живой и неживой природе, о растительном и животном мире, о человеке и мире людей, формируют различные виды детской деятельности. В рамках обучающих занятий песочные технологии используются в работе по всем основным направлениям развития ребенка (социально-нравственном и личностном, познавательном, речевом, художественном и эстетическом развитии).

Любое коррекционно-развивающее занятие с использованием песочных арт-технологий также решает ряд дополнительных задач:

  • образовательных – формировать умения последовательно и точно передавать увиденное с учетом развития сюжета, выстраивать композиции на песке по образцу, совершенствовать представления об окружающем мире;
  • развивающих - развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память); развивать логическое мышление; мелкую моторику;
  • воспитательных – вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от совместной деятельности с другими детьми; воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому; совершенствовать навыки позитивной коммуникации посредством "проигрывания" разнообразных жизненных ситуаций, создания композиции песке.
  • 00001
  • 00002
  • 00003