Создание условий для включения обучающихся с ОВЗ в активную социальную и творческую деятельность через организацию работы с природным материалом

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Князева Юлия Константиновна, воспитатель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Актуальным направлением работы во внеурочной занятости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для их включения в активную социальную и творческую деятельность через обучение навыкам ручного труда с использованием природного материала.

Натуральные материалы (дерево, глина, шерсть, бумага, сухоцветы, ткань, нитки) и традиционные приёмы ручного труда влияют на человека позитивным, гармонизирующим и развивающим образом. Это экологически чистый, живой, подвижный материал, который позволяет создавать неповторимые изделия ручной работы. Сувенир, сделанный из природного материала, создает ощущение теплоты, натуральности. Такое изделие приятно не только наблюдать, но и держать в руках. Изделие из природного материала "дышит", оказывая благотворное воздействие на организм человека, стимулируя жизненные силы организма. Как известно, изделия из дерева и бумаги очищают и обеззараживают воздух, не вызывая аллергических реакций. Ни один из синтетических материалов не обладает такими качествами, как природный. Это один из самых легких, удобных в обработке материалов, долго сохраняющих тепло и приятный запах.

Широкая палитра процессов работы с природным материалом позволяет задействовать разные виды моторики. Так, например работа с хрупким материалом задействует мелкую моторику. На душевном уровне эта работа развивает гибкость, чуткость, так как в процессе изготовления изделия необходимо правильно расположить на нём элементы, бережно и осторожно обращаться с ним в процессе работы. Человек учится сдерживать собственные импульсы, в конечном итоге это влияет и на формирование у него социально одобряемого поведения.

Разные виды материала различаются по структуре и фактуре поверхности, по твёрдости. Цветовая палитра имеет практически все оттенки спектра, а вариации этих оттенков насчитывают бесчисленное множество.

На детей с нарушенной, заторможенной психикой работа с природным материалом влияет благоприятным, успокаивающим образом. Например, при изготовлении аппликации из сухоцветов через кончики пальчиков активизируется работа головного мозга. Кроме того, этот процесс даёт сильные тактильные ощущения, активизирующие волю. При блокированной, зажатой воле, когда в изготовлении изделия (аппликации, росписи) имеется возможность для совершения волевого усилия, но при этом не создаётся непреодолимого препятствия, так как это более мягкий материал, чем пластик.

При росписи деревянного изделия между рукой ребенка и природным материалом есть посредник – кисть, инструмент, который он использует. Наличие инструмента требует хорошей зрительно-моторной координации, освоения более сложных операций, большего контроля над ними, что приводит к развитию большей осознанности действий, большей ответственности и концентрации внимания.
Немаловажным является то, что работая с природным материалом, обучающиеся с ОВЗ по-разному взаимодействуют с пространством: создают объёмные, либо плоские формы, трансформируют их из одной в другую, либо вырезают форму из цельного куска материала, либо составляют из разных частей, либо удаляют лишнее. Такая работа помогает формированию зрительного пространственного восприятия.

В итоге в процессе работы с природным материалом у детей с ОВЗ развиваются познавательные процессы: внимание, память, воображение. Это наиболее удачный способ развития поисковой мыслительной деятельности.

В то же время, традиционный ручной труд включают в себя две обязательные составляющие – технологию и творчество. Технология связана с многократным повторением, систематичностью, что помогает выработать устойчивые навыки, т. е., в конечном счёте, создать изделие, сувенир (результат своего труда). Положительные эмоции и эстетические переживания, которые возникают в процессе создания изделия, пробуждают творческую мысль. Творчество, желание создавать что-то своими руками - одна из важнейших способностей и потребностей человека. Оно обладает большим мотивационным потенциалом. Освоение различных видов работы с природным материалом выявляет склонности, задатки и целевые установки, способствуя саморазвитию детей с ОВЗ.

Занятия "Ручной труд с использованием природного материала" нацелены не только на результат. Освоение практического и художественного навыка переживается ребенком как эстетически значимый процесс и культуросообразное действие, связывающее его с группой, имеющее для него культурный и личный смысл. Это создаёт условия для включения человека в активную социальную и творческую деятельность.

Список литературы

  1. Верховская М.А., Попова Н.Т. "древо ремесел" как ресурс социокультурной реабилитации. / Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья" - М.: 2011. – 713 с. (с. 542-546).
  2. Лёве Х. Формирование воли в младших классах. / Пер. с нем. – К.: Наири, 2008. – 20 с.
  3. Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальности (Современные подходы в реабилитации). / Сост. Е.В. Клочкова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003 – 46 с.