Формирование патриотизма у подростков как вид социализации

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шаль Марина Владимировна, воспитатель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: разработка и реализация адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, опыт социализации, адаптации и реабилитации; развитие и формирование жизненных компетенций, практики участия в различных видах деятельности. Новые подходы в педагогической деятельности.

Работая воспитателем, считаю своим долгом развивать у обучающихся чувство гордости за свою Родину, уважение и почитание родных мест, которые являются неотъемлемой частью каждого человека.

Обучающиеся отлично знают места памяти погибших, возлагают венки и цветы к подножию памятников и обелисков. В походе обучающиеся активно принимают участие в викторине о ВОВ, интересуются новым, задают вопросы, пополняют копилку своих знаний. Эти мероприятия, безусловно, служат росту коллективизма и патриотизма у обучающихся.

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон Российской Федерации "Об образовании" (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю и культуру.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено рамками, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию "ситуации успеха" и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя:

  • организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций;
  • комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела;

Задачи учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность;
  • развитие гражданского и национального самосознания школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности;
  • создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти.

Исследователь М.М. Скибицкий отмечает, что патриотизм, в первую очередь, это историческое понятие. С момента своего появления он присутствует на протяжении всей человеческой истории, вместе с ней изменяется и развивается. Специфика патриотизма как социального явления объясняется тем, что по его природе, происхождению и содержанию можно рассматривать с разных сторон.

Наша современная Россия возвращается к своим истокам, к духовому наследию через просветительскую работу Русской Православной церкви и представителей других российских религий, через внедрение программ духовного-нравственного воспитания школьников, через актуализацию проблемы духовного возрождения России в СМИ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II патриотизм называл важнейшим из чувств: "Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А "человек мира" – это тоже самое, что бездомный человек".

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО) процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Большое значение в данном документе отводится формированию нравственно-ценностных ориентиров, воспитанию гражданина России – патриота.

Быть истинным гражданином многонациональной России, отвечать за её прошлое, настоящее и будущее – это и есть истинный патриотизм, без которого никакого позитивного продвижения общества и государства не может происходить в принципе. В данном документе патриотизм выступает как базовая национальная ценность. Авторы Концепции дают такую формулировку патриотизма – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Таким образом, патриотизм в современной педагогике выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стремиться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. Патриотизм является не толь¬ко важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.

А. Н. Вырщиков так характеризует разновидности патриотизма:

  1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.
  2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен: "Умом Россию не понять…". Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм - отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв, тоскуем. В этом смысле понятие "патриотизм" раскрывает духовную основу этого чувства.
  3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа, например, чувашский патриотизм, хакасский патриотизм. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять и приумножать его ценности.
  4. Местный патриотизм – проявляется любви к родным местам, к тому, что принято называть "малой Родиной". Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и духовных связей. Именно с понятия "малая Родина" и начинается, по мнению А.И. Вырщикова, формирование, национального российского, государственного патриотизма. Этот процесс начинается в семье, а далее приобретает организованный и целенаправленный характер в школе, называясь системой и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.

В педагогике патриотизм выступает как духовно-нравственное качество человека, которое включает в себя потребность жить для пользы Отечества, преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать её величие и славу. Родина для подрастающего поколения начинается с родных людей, "отдавших частицу своей души во имя творения другого человека". Поэтому патриотизм является одновременно и могучим педагогическим средством воспитания, и качеством человека.

Патриотизм в наши дни становится базовой национальной ценностью и является основным компонентом ФГОС общего образования. Воспитание патриотизма необходимо начинать с воспитания любви к малой Родине, воспитания чувства гордости за свой родной край, почитание духовных традиций и наследия земли, на которой живешь. Именно с понятия "малая Родина" начинается формирование государственного, российского, национального патриотизма.

Быть истинным гражданином многонациональной России, отвечать за её прошлое, настоящее и будущее – это и есть истинный патриотизм, без которого никакого позитивного продвижения общества и государства не может происходить в принципе. В данном документе патриотизм выступает как базовая национальная ценность. Авторы Концепции дают такую формулировку патриотизма - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Таким образом, патриотизм в современной педагогике выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стремиться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. Патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.