Использование сказкотерапии педагогом-психологом ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Настина Лариса Владимировна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 17, Ревда

В рамках реализации ФГОС дошкольного образования цель коррекционной деятельности педагога-психолога определяется как обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы дошкольного образования; их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

С одной стороны, детям с ОВЗ необходимы коррекционно-развивающие занятия педагога–психолога, с другой стороны, в силу психологических особенностей у этой категории детей отмечается снижение работоспособности, познавательной активности, темпа переработки информации, истощаемость внимания. В связи с этим необходимо подобрать такие методы и приемы, которые будут способствовать здоровьесбережению данной категории детей, развитию и обучению с учетом индивидуальных и типологических особенностей.

Одним из способов решения данной проблемы считается использование возможностей сказкотерапии – одного из приемов арт-терапии. Сказкотерапия — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. Метод сказкотерапии предоставляет ребенку возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Слушая сказку, ребенок неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для него. Основная особенность сказкотерапии — мягкость воздействия и эффективность. Особенно это важно в коррекционной работе, когда необходимо порой в сложной эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения.

Работа со сказкой включает диагностическое, коррекционно-развивающее и прогностическое направления деятельности педагога-психолога. С помощью диагностики определяются черты характера, сильные и слабые стороны личности, способности, источник проблем психологического характера. При решении коррекционно-развивающих задач специалист помогает ребенку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира. Сказка помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям. Прогностическое направление помогает определить, к каким результатам приведет поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.

Формы с работы со сказкой:

  1. Рассказывание сказки, при котором очень важны настоящие чувства и переживания. Во время рассказывания психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние ребенка.
  2. Сочинение сказки. Дети вместе с психологом сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.
  3. Рисование сказки. Эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Ребенку предлагается сделать рисунок на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободиться психологически.

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1 года до 4 лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Детям от 5 до 6 лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

В своей деятельности необходимо учитывать следующие правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками с ОВЗ:

  1. Учет возраста детей. Произведение нужно выбирать по возрасту, чтобы ребенок мог понять содержание и осмыслить его, учитывать дозировку представляемой информации.
  2. Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
  3. Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть доверительной.
  4. Подведение итога. После чтения нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.

Структура проведения занятий по сказкотерапии:

  1. Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы: прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
  2. Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
  3. Обсуждение. Психолог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всей сказки. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка.
  4. Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.
  5. Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.
  6. Подведение итогов.

Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей. Различные методы драматизации на занятиях сказкотерапии оказывают огромное влияние на развитие детей с ОВЗ. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.