Социальная адаптация ребёнка дошкольного возраста с инвалидностью в группе детей с тяжелыми нарушениями речи

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бобкова Марина Борисовна, воспитатель, Суркина Ирина Васильевна, воспитатель, Эстринова Вера Валентиновна, учитель -логопед, МАДОУ «Гармония», детский сад № 49, Новоуральск

В статье педагогический коллектив группы детей дошкольного возраста 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи делится опытом социальной адаптации ребенка с инвалидностью. Воспитатели и учитель-логопед рассказывают, как запускался и выстраивался процесс удержания позитивного социального пространства в условиях очного и дистанционного образования.

Реализация государственной программы РФ "Доступная среда" позволила впервые открыть двери дошкольных организаций всех видов детям с инвалидностью. Ребёнок с инвалидностью получил объективную возможность использовать свои права как полноценный гражданин многогранного социального пространства. В свою очередь нам, педагогам группы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, представился ресурс для организации воспитательно-образовательного пространства, связанный с поступлением в группу детей возраста 4-5 лет воспитанника с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Первичные наблюдения за социальной адаптацией ребёнка с инвалидностью показали, с одной стороны, ограниченные ресурсы воспитанника, а с другой – его огромное желание быть с детьми. В то же время у сверстников возник интерес к новичку как полноправному члену коллектива группы и ожидания равноправного участия в деятельности. Мы отметили, как девочка с инвалидностью, сопровождаемая мамой, впервые "войдя" в групповое помещение, взяла у ребят принесённый для игры обруч, села в него, тем самым визуально обозначив собственные границы для окружающих. Многоголосье, большое количество людей, атрибутов, сенсорное разнообразие вызвали настороженность и рассеянность у ребёнка. Мама воспитанницы выразила удивление умениям, которые демонстрировали сверстники её дочери в игровой, продуктивной деятельности, самообслуживании, и с удовольствием откликалась на все инициативы детей. Свои наблюдения мы фиксировали и обсуждали на групповой педагогической коллегии в составе учителя-логопеда и двух воспитателей.

Результаты наблюдений за социальной адаптацией ребёнка с инвалидностью к новым условиям обозначили проблему создания комфортного, толерантного, развивающего социального пространства в условиях формирования детско-взрослого сообщества группы.

Определились перспективные задачи дальнейшей воспитательно-образовательной работы:

  • развитие у воспитанников навыков толерантного поведения;
  • расширение социально–коммуникативных возможностей, открытие ресурсов ребёнка с инвалидностью для членов семьи;
  • поддержание доверия к взрослым и сверстникам ребёнка с инвалидностью.

Педагогический коллектив группы был готов к поступлению особого ребёнка. Следуя ФГОС дошкольного образования, в группе создавались условия, необходимые для социальной ситуации развития каждого ребёнка. Определили стратегию взаимодействия: безусловное принятие ребёнка; ребёнок не объект помощи, а субъект развития.

Решение задач потребовало осознанного, продуманного отношения педагогов к каждому моменту деятельности. Игры-приветствия, коммуникативные игры, театрализации планировались с учётом двигательных возможностей ребёнка с инвалидностью. Было введено много игр с ползанием и игр, направленных на тактильное взаимодействие. Пополнили базу настольных игр: бродилок, сортеров, паззлов для парного и группового участия. Добавили семейные любимые игры новых членов детско–взрослого коллектива в соответствии с возрастом и предпочтениями. Во время организации праздничных представлений важным моментом стал моральный аспект: каждый воспитанник должен быть самодостаточным и не вызывать жалость. Участие родителей особого ребёнка в жизни детского коллектива, консультативная помощь специалистов и воспитателей стали мотивацией для развития возможностей и ресурсов девочки с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Стало заметно, что появление особого ребёнка в группе способствовало позитивным изменениям на поведенческом уровне дошкольников: воспитанники научились помогать и уступать друг другу, терпеливо ждать опоздавших, договариваться в спорных ситуациях. У девочки появилось чувство безопасности при встрече с другими детьми и взрослыми, желание активно взаимодействовать. Пример сверстников способствовал побуждению к самостоятельному действию ребёнка с инвалидностью.

К сожалению, воплощение планов и решение задач осложнилось переходом на дистанционное обучение в условиях пандемии. Появилась угроза утраты достижений социально–коммуникативного направления. Удержание в едином социальном пространстве всех воспитанников, их родителей и педагогов стало главной задачей. Единственно возможным решением задачи стало использование платформ Skype, ZOOM. Каждая удалённая встреча начиналась с приветствия и разговора о том, что сейчас актуально для ребенка, с рассказа педагога о жизни его друзей. Поддержка радостного ожидания свидания в детском саду стала неотъемлемой частью каждой встречи. Родители, прислушиваясь к нашим рекомендациям, стали использовать голосовые и видеосообщения для поздравлений с днём рождения и праздниками ребят группы.

В результате совместной деятельности педагогов и родителей была создана особая дружеская атмосфера, способствующая появлению комфортного, толерантного, развивающего социального пространства, творческому развитию дошкольников.

Используемые источники

  1. Александрова Н. В. Проблема влияния личности педагога ДОО на детей/ Александрова Н. В. - Журнал "Дошкольная педагогика" №3 (148) март 2019
  2. Байбородова Л. В и др. Инновации в современной системе образования: подходы и решения [Электронный ресурс] : коллективная монография / Л. В. Байбородова и др.. — Ульяновск : Зебра, 2016.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Евдокимова Е.С - Москва, 2005
  4. Иванова В.С. Грицкевич Н.К. Модель психологического сопровождения профилактической работы с семьёй ребёнка –инвалида с ДЦП в системе образования /Иванова В.С. Грицкевич Н.К. - Известия Российского государственного университета, 2011
  5. Мельгунова О.А Социальная адаптация детей с нарушениями речи в новых открывающихся дошкольных учреждениях / Мельгунова О.А Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи. Ч. 2. - Екатеринбург, 2013. (http://elar.uspu.ru/handle/uspu/2227)
  6. Сторобина Е.М. Об изучении реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья/ Сторобина Е.М. - Известия Российского педагогического университета им. А.И.Герцена, 2018 г.
  7. Хабарова Т. В. Как организовать жизнь детей в детском саду: современный аспект/ Хабарова Т. В. - журнал "Дошкольная педагогика" №6 (161) август 2020.