Кашина Лариса Анатольевна, учитель математики, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС. Одним из видов воспитательной деятельности является урок.
Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через включение учителями в рабочие программы учебных предметов целевых ориентиров результатов воспитания, применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления, организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
Изучив целевые ориентиры результатов воспитания из рабочей программы на своих уроках можно сформировать:
- ценности научного познания, которые выражают познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентируют в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивают навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрируют навыки наблюдений, осмысливают опыт в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности;
- экологическое воспитание ориентировано на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- духовно-нравственное воспитание формирует готовность оценивать своё поведение и поступки и других людей (доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь).
На уроках математики используются технологии, с помощью которых формируются ценностные ориентиры: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (методика В.Ф. Шаталова).
В 6 классе при изучении темы действия с обыкновенными дробями составляются опорные схемы, которые помогают обучающимся при выполнении домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ.
Использование технологии уровневой дифференциации, когда учитель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств по уровню умственного развития по типу мышления, характера. При применении этой технологии подбираются задачи не только по уровню сложности, но и из разных предметных областей, что способствует развитию познавательного интереса и формирует ценности научного познания. Задачи такого вида направлены на развитие математической, читательской и естественнонаучной грамотности. (примеры 2,3)
Игровые технологии
5 класс. Объемные тела.
Существует много видов педагогических игр. Но самое главное то, что в структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых (на данном уроке) личность реализует себя как субъект, в итоге формируется мировоззрение, воспитывается сотрудничество и самостоятельность.
Технология проблемного обучения
7 класс Повторение темы «Площади и объем». В начале урока дается задача на экологическую тему, в которой необходимо применить формулы площади и объема (пример 1).
При решении задач в области охраны природы у обучающихся формируется способность планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, тем самым развивается экологическое мышление.
Применяемые мной технологии повышают эффективность воспитательного процесса на уроках математики.